1894    100 ЛЕТ СУДОХОДСТВУ НА ЛЕНЕ     1994


    Красавица Лена – одна из крупнейших рек мира. С 1632 г., когда сотник Петр Бекетов с казаками заложил Якутской острог, она стала служить основным путем землепроходцам, устремившимся в Сибирь и на Дальний Восток.

    И в наше время основными транспортными коммуникациями Северо-Востока страны продолжают оставаться внутренние водные пути Ленского бассейна. Речной транспорт Ленского пароходства обеспечивает большую часть перевозок грузов по главной магистрали реке Лене, её многочисленным притокам, по рекам Яне, Индигирке и Колыме, включая Арктическое побережье Северного Ледовитого океана.

    В 1994 г. исполнилось 100 лет со дня начала регулярного судоходства на реке Лене. По заказу Ленского объединенного речного пароходства, моя фирма выпустила альбом, посвященный этой знаменательной дате. К сожалению, большая часть иллюстративного материала (цветные фото и оригинальные слайды) за более чем 20 лет не сохранилась, правда остались кое-какие негативы и главное текст. Вот на сохранившейся базе, я и хочу начать этот небольшой рассказ.

    Первый разворот альбома с приветственным текстом по случаю 100 летия судоходства на Лене первого президента Республики Саха (Якутия) М. Николаева и схему Ленского бассейна, оставляю полностью. Большую часть съемки произвел фотокорреспондент Минречфлота и журнала «Речной транспорт» Виктор Васин.



    В 1620 г. казаки–первопроходцы, движущиеся «встречь солнцу», вышли к «славной в свете и великой реке Лене». В течение каких-то 10–15 лет их кочи и струги открыли пути в арктические моря, на реки Колыму, Яну, Индигирку.

    Лена служила отправным путем для многих полярных исследователей, в том числе и для экспедиции В. Беринга.

    Первый пароход на Лене был куплен компанией золото–промышленников в Бельгии в 1858 г. и через три года вышел в свой первый рейс. С экспедицией А. Норденшельда через Северный морской путь прибыл винтовой пароход «Лена». Всего же до революции частными судовладельцами и компаниями было построено и привезено на Лену свыше 40 пароходов и катеров.

    Основные грузоперевозки осуществлялись на сплавных однорейсовых судах–паузках и карбазах, которые сотнями строились, грузились в верховьях Лены и месяцами сплавлялись до Якутска. Пароходы работали в основном по реке Витим, в интересах золотопромышленности. Регулярных почтовых или пассажирских рейсов не было.


     Лишь в 1894 г. по высочайшему повелению был заключен договор между Министерством Путей сообщения России и купцом Н.Е. Глотовым, по которому в следующую навигацию начала свою работу срочная почтово–пассажирская линия, которую обслуживало пять пароходов. Казенная субсидия составляла около 50 тысяч рублей.

На реке Витим
Погрузка дров на пароход
Лена в начале ХХ века
Карбаза прибыли с грузом в Якутск

г. Киренск
Сборка парохода «Работник» в глотовском затоне
Постройка парохода «Красноалданец»
Жигалово, 1935 г.

    В 1921 г. была создана Ленская военная флотилия из трех вооруженных пароходов. В первые годы после революции пароходство подчинялось Сибирскому округу путей сообщения в Иркутске, в 1923 г. было разделено на Якутское пароходство (Якпар), большая часть судов переходит к английской концессии «Лена–Голдфильдс», имелись и кооперативные транспортные организациии.

    В 1929 г. флот объединяется в пароходство «Ленагосречтранс», которое в 30-е г.г. вновь делится на «Лензолотофлот»Наркомата цветной промышленности, СЯРП Управления Севморпути и ЛУРП Наркомвода. Начинается массовое строительство и перегон флота на реки Северо-Востока: Яну, Оленек, Колыму, Индигирку.

    Немало трудностей подстерегало маломощные колесные буксиры на этом пути. На мысе Буор–Хая в море Лаптевых до сих пор видны останки парохода «Хронометр», теплохода «Эстафета». В сильный шторм погиб пароход «Революционный» и несколько барж.

    В годы войны Ленские речники обеспечивали перевозки лендлиза, который поступал из Америки через арктические моря.

    В 50-е годы прошлого века начинается невиданное пополнение флота как с перегона, так и с собственных верфей, а пароходства постепенно объединяются. В состав Ленского Управления речного пароходства (ЛУРП) вошло Северо–Якутское пароходство (СЯРП), затем «Лензолотофлот», Янское и Колымо–Индигирское пароходства. Резко повышается производительность труда в результате перехода от паровой тяги к самоходным дизельным судам. Создаются новые различные типы судов, развиваются новые предприятия. Ленское пароходство становится мощной транспортной структурой, которая не только перевозит грузы и пассажиров, но и строит суда и жилье, готовит кадры, осуществляет экспортно–импортные операции, производит товары народного потребления.



Осетровский речной порт 1993 год