Грузовые перевозки и флот


    Река Лена имеет основной грузопоток вниз по течению. До революции товары шли по Шелашниковскому тракту до Жигалово или по Якутскому тракту до Качуга, где грузились на сплавные суда. Часть груза шла в Якутию, часть переваливалась на баржи в устье Витима, откуда шла на золотые прииски. Два раза в навигацию совершались рейсы вниз по Лене до Булуна. Эпизодические рейсы, в основном весной, совершались по рекам Алдану и Мае до Нелькана и по Вилюю.

    В 30-е г.г. прошлого столетия добавились перевозки по Алдану до Томмота, в район золотых приисков, а также в Арктике, до Колымы, пароходами «Ленин», «Партизан Щетинкин» и теплоходом «Первая Пятилетка».

    С созданием судов, способных загружаться в верховьях Лены, преодолевать морской участок и разгружаться на Яне или Индигирке, перевозки в Арктике получают новое развитие. К концу ХХ века Ленские речники доминировали в перевозках на участке Тикси – Колыма.

    В 1952 г. железная дорога вышла в верховья Лены, в районе Осетрово, куда могли подниматься крупнотонажные суда, и начал строиться мощный речной порт. В середине 80-х г.г. через Осетрово проходило более 2 млн. тонн грузов. Здесь же был построен самый крупный в России контейнерный терминал, общая протяженность причальных стенок которого составляет около двух километров.

    Для завоза грузов на алмазные прииски Минцветметом был построен речной порт Ленск и проложена автомомбильная дорога. В 1960 г. началось строительство Якутского речного порта, на долю которого приходилось 80% перевозимых грузов для Якутии.

    К началу 90-х г.г. прошлого века флот Ленского объединенного речного пароходства имел сумарную грузоподъемность около 3 млн. тонн и мог перевозить как уникальные тяжеловесы, так и различные сорта топлива. Отсутствие автомобильных дорог вдоль Лены компенсировалось регулярными рейсами судов для перевозки автотуристов.

    Навигационный период делится на несколько периодов. Весна – время завоза грузов на малые реки, первая половина лета – грузовые операции в Ленске, Якутске, вторая половина лета – завоз грузов в Арктику, осень – возвращение флота к пунктам плановых отстоев. Часть флота переключена на круглогодичную работу в бассейне дальневосточных морей.

    Мелководье в верховьях реки Лены, стремительное течение, частые штормы в низовьях, льды Арктики – такие контрасты приходится преодолевать судам в рейсе от Осетрово до Зырянки на реке Колыме.

    К началу 21 века флот «река–море» состоял из современных сухогрузных теплоходов типа «Сибирский» финской постройки, типа «Якутск», в том числе и оснащенные кранами для разгрузки в необорудованных причалами местах. Для вскрытия весеннего льда, а также для морской проводки грузовых судов в пароходстве имелись ледоколы «Капитан Бородкин» и «Капитан Бабичев», имеющими малую осадку и превосходные ледокольные качества.

    Одними из самых новых судов класса «река–море» в пароходстве считались танкеры проекта 621 типа «Ленанефть». В конце прошлого и в начале этого века основные перевозки наливных грузов осуществлялись танкерами именно такого типа.

    В 1960 г. Ленские корабелы произвели эксперимент, пристыковав к обычной палубной барже машинное отделение и жилую надстройку. Получился грузовой теплоход, который в эксплуатации был несравнимо дешевле и удобнее, чем пароход с баржей. С тех пор, непрерывно улучшая конструкцию этого судна, на ленских верфях продолжалось строительство палубных грузовых судов.

    В начале 90-х г.г. прошлого века в Ленском пароходстве работало несколько вариантов подобных судов: контейнеровозы, наливные танкеры с емкостями, тентовые и крановые суда. На основе этого судна предполагалось строить в дальнейшем сухогрузно–наливные теплоходы–толкачи.

Киренский порт
Грузовой теплоход «Новокузнецк»
Якутский речной порт
Перевозка автотуристов
Грузовой т/х «60 лет ЯАССР» (тип Сибирский)
Грузовой т/х СК-2092
Танкер «Ленанефть» 2064
т/х «Брест» и «Кемерово» (тип Якутск)
Танкер ТР-900

    В теже годы в Ленском бассейне была построена большая серия танкеров, которые вначале были задуманы как 1000–тонные, но в процессе строительства с минимальными изменениями конструкции стали 1500–тонными.

    На Лене спроектированы и построены уникальные колесные буксиры, которые могут работать на глубине чуть более метра. Почти четверть века строилась серия 800–сильных толкачей проекта Р–33 в различных модификациях.

    Оторванность от центральных судостроительных заводов всегда ориентировала ленских судостроителей на собственное судостроение, будила техническую мысль, которая почти всегда находила воплощение в металле. Именно на Лене впервые на реке появилась носовая надстройка. Именно здесь появились уникальные винто–рулевые комплексы, которые позже нашли признание у головных проектных организаций.

    Ленский флот — уникален. Даже суда типа «Якутск», построенные вдали от ленских берегов, имеют свой конкретный прототип — теплоход «Лена», переоборудованный в 1961 г. из лихтера.


Мелкосидящий буксир с колесным движителем
Грузовой т/х «Барнаул» (тип Якутск)
Буксировка леса
Грузовой т/х «Волгоград»