Речной транспорт Обь–Иртышского Бассейна в ХХ в.

    Тема судоходства по рекам Западной Сибири появилась с легкой руки Ростислава Соломина, который предложил свой фотоархив, собранный за годы работы на речном транспорте в Обь-Иртышском бассейне. Обь и Иртыш − главные водные артерии Западной Сибири. С многочисленными полноводными притоками, они создают разветвленную сеть водных коммуникаций. Для судоходства в бассейне используются десятки рек и Телецкое озеро. Навигационное обслуживание обеспечивается в Обской и Тазовской губе, а также Гыданском заливе Карского моря.

    С момента появления на реках Сибири первого парохода до наших дней минуло уже полтора столетия. Появились новые города, открыты колоссальные месторождения нефти и газа, изменился и сам речной флот. Рассказать и показать в фотографиях развитие речного транспорта за этот период сразу не представляется возможным. Для этого необходимо собрать как можно больше документов и фотоматериалов и систематизировать их. В данный момент имеется подборка фотоматериалов по тематике продления навигации в Обь-Иртышском бассейне, охватывающая период с конца 70-х по начало 90-х гг. ХХ века.

    Первые ледокольные суда появились в России в начале ХХ века. Они, как правило, были приписаны к управлениям железных дорог. За исключением трёх мощных ледоколов, работавших на озере Байкал, остальные несколько ледоколов решали сугубо локальные задачи.      Основная задача использования ледокольных средств в Северо-Западном и в Волжско-Камском бассейнах в зимний период состояла в обслуживании водных участков рек, через которые проходили ж/д мосты. Они также использовались как паромные переправы. В навигацию эти суда могли быть использованы в качестве буксирного или же технического флота. Один из таких ледоколов Рязанско-Уральской ж/д показан на фото.





    В Советское время, в связи с реконструкцией водных путей и необходимостью более полного использования навигационного периода, в 1950 г. завод «Красное Сормово» сдал речникам ледокол «Волга», который имел дизель-электрическую установку мощностью 1800 л.с., гарантировавшую движение судна во льду со скоростью от 0,5 до 10 км/час. В последующие годы была выпущена серия таких же судов как для центральных, так и для восточных бассейнов.

    Однако практическое продление навигационного периода работы флота началось с конца 70-х гг. прошлого века. В 1977-1978 гг. вступили в строй ледоколы нового поколения типа «Капитан Чечкин», построенные на верфи Вяртсиля в Финляндии. Впервые появилась возможность прокладывать во льдах на реках, озерах и водохранилищах каналы шириной 18 м, обеспечивающие проход различных судов, в том числе грузовых теплоходов типа «Волго-Дон».

    В 80-е гг. из Финляндии стали поступать ледоколы типа «Капитан Евдокимов», имевшие меньшую осадку (2,5 м) и суммарную мощность электродвигателей гребных валов 3800 кВт. Эти ледоколы были приспособлены для работы при температуре -50°С и предельной толщине льда 1,5 м. Они успешно использовались в основном в восточных бассейнах.

    В Обь-Иртышском бассейне задачу по продлению навигации решали несколько ледоколов. До прихода в 1978 г. линейного ледокола «Капитан Плахин» на ледокольных работах − в основном по разбиванию ледяных заторов в весенний период − работал единственный ледокол «Обь». Один ледокол «Обь» типа «Дон», имевший дизель-электрическую установку не более 2000 л. с., конечно, задач по продлению навигации решать не мог. В летний период он работал на буксировке в Обской губе.

    «Капитан Плахин», приписанный к Ханты-Мансийскому техническому участку пути, навигацию 1979 г. начал 20 апреля вскрытием Иртыша у г. Ханты-Мансийск. Ледокольные работы на участке Тобольск−Ханты-Мансийск−Нижневартовск протяженностью 1100 км позволили произвести искусственное вскрытие рек Иртыша и Оби от Ханты-Мансийска до Сургута на 2−3 суток и реки Иртыш от Ханты-Мансийска до Тобольска на 6−7 суток раньше естественного вскрытия.

    В июле месяце этот ледокол совместно с ледоколом «Обь» в ледовых условиях провел 31 судно, доставившие в Красноселькуп (р. Таз), Тарко-Сале и Уренгой (р. Пур) свыше 50 тыс. т грузов для газовиков, геологов и строителей. Осенью того же года с помощью ледокола «Капитан Плахин» из Обской и Тазовской губ, а также с нижней Оби в пункты отстоя были выведены десятки несамоходных судов, которыми в труднейших условиях заполярья было перевезено более 40 тыс. т грузов.

    После ухода «Капитана Плахина» на ремонт в Финляндию его заменил однотипный ледокол «Капитан Зарубин». В 1983 г. был получен мелкосидящий ледокол «Капитан Евдокимов», чуть позднее − «Капитан Чудинов», а последним в серии был «Капитан Мошкин». Этот ледокол отличался от своих собратьев измененными обводами корпуса. Позднее ледокол «Капитан Зарубин» ушел на Волгу, а три мелкосидящих ледокола, продолжая работать в Обь-Иртышском бассейне, ходили в Арктику, на Енисей, Лену и в Архангельск.



В районе Сургута
ОТ 2000 сопровождают караван
Ледовая обстановка в р-не Сургута
В Обской губе
1-я морская ледокольная проводка
Обская губа
Старпом
Старпом Шиповалов А.Ф.
Обская губа 1979 г.
Омский во льду
т/х “Омский” во льду
В р-не ханты-Мансийска
В районе Сургута
ОТ 2000 сопровождают караван
Ледовая обстановка в р-не Сургута
Ледокол Обь
Ледокол “Обь”
р. Иртыш 9 мая 1979 г.
Ледокол Мошкин
Ледокол к-н “Мошкин”.
На испытаниях в Финляндии

Ледокол к-н “Мошкин” на Оби
В р-не ханты-Мансийска



‹Фотогалерея›