Судоходство на Волге



    Когда я приступал к работе над этим тематическим разделом — о начале развития парового судоходства и железного судостроения в России и в частности на Волге, — в памяти моей невольно возникли собственные воспоминания и ощущение того момента, когда я впервые оказался на палубе речного судна. Воспоминания о том, как по обоим берегам реки спокойно и плавно проплывали селения и города, разрушенные церквушки и иные совершенно удивительные по красоте и доселе невиданные для жителя столицы прибрежные пейзажи.

    Более полувека назад назад моя бабушка по отцу Н.Ф. Васюкова, бывший работник центрального аппарата Наркомвода, а впоследствии — Министерства речного флота СССР, взяла меня, совсем ещё мальчишку, в путешествие по Волге по маршруту «Москва–Астрахань–Москва». Сейчас уже и не вспомню, что это было за судно; в памяти почему-то возникают два названия: дизель-электроход «Советский Союз» и пароход «Спартак». Что касается д/э «Советский Союз», то в тот год это были его первые рейсы по Волге, а «Спартак» в то время, которое помню отчетливо (70—80-е гг.), осуществлял только пассажирские перевозки «Нижний Новгород–Астрахань» и в обратном направлении.

    Пока старшее поколение раскладывало пасьянс в салоне, мне (в большей степени от незанятости, т.к. это был сентябрь, и мои сверстники были в школе), приходилось слоняться по палубе, невольно обращая внимание на то, что оставалось за бортом проплывавшего теплохода.

    Прошли годы — и вот я уже добираюсь на «Метеоре» от Камского устья до Казани. От Архангельска по Белому морю добираюсь до Соловков и до южного побережья Кольского полуострова в село Варзуга (церковь в с. Варзуга — памятник XVIII века). От Великого Новгорода по реке Волхов и от Котласа по реке Сухона до Великого Устюга совершаю свой путь на судне на воздушной подушке типа «Заря».

    В год Олимпийских игр в Москве (1980) судьба напрямую связала меня с речным транспортом, и любовь к речным просторам, флоту осталась во мне до сих пор. По разным причинам, в том числе профессиональным, поскольку моя служба была связана с обеспечением информационной рекламно-издательской деятельности на речном транспорте, мне довелось принимать участие во многих мероприятиях в разных регионах России, Союза, а также в зарубежных странах.

    Я с огромной благодарностью к своей судьбе вспоминаю, что мне пришлось встречаться и разговаривать с такими людьми как бывший нарком, а затем министр речного и морского флота СССР (1939-1960) З.А. Шашков; А.Д. Папанин (не только известный полярник, но и в своем роде уникальнейший человек); заместитель министра речного флота А.П. Введенский; начальник пассажирской службы ВОРПа, а затем начальник управления пассажирских перевозок министерства А.М. Медведев и многие другие — от начальников пароходств и управлений до работников порта и судостроителей.

    Конечно, особое место в этом списке составляют капитаны пассажирских судов, т.к. основная моя деятельность заключалась как в продвижении пассажирских и туристических перевозок на речном транспорте для советских граждан, так и в привлечении иностранных туристов.

    Такие капитаны как А.И. Белодворцев, В.А. Кириллов, К.И. Бабушкин, А.В. Демидов, Е.И. Мызалин и многие другие заслужили, чтобы их имена навсегда остались в памяти потомков. Эти люди внесли огромный вклад в развитие судовождения по голубым трассам России; они — целая эпоха в истории речного транспорта. А как обойтись без таких патриархов флота, как Л.П. Тюрин, А.И. Яковлев, П.П. Умнов, В.И. Богданов, Н.И. Чадаев, стоявших на капитанском мостике ещё в 20—40 гг. прошлого века? В силу моего возраста мне не суждено было встретиться и говорить с этими людьми, но я ещё застал тех очевидцев, которым довелось работать под началом великих волжских капитанов. На основании их рассказов, а также сохранившегося (к сожалению, скудного) печатного и иллюстративного материал я постараюсь рассказать об этих людях, событиях и времени, в которое они жили. Биография каждого капитана — это кусочек истории волжского судоходства — и немалый; в их биографиях в миниатюре представлены события, происходившие в жизни великой реки в разное время.

    К сожалению, за 20 лет, прошедшие после распада СССР, многие материалы по истории речного транспорта были либо утеряны, либо разошлись по частным архивам. Появилось новое поколение людей, которых, насколько я могу судить, интересует всё, что связано с рекой; появились сайты и блоги, связанные с различными аспектами развития речного флота. Всё это свидетельствует о том, что темы реки и флота остаются актуальными и для нынешнего поколения. С другой стороны, просматривая сайты и блоги, я замечаю, что информация не всегда бывает точна. Разумеется, сказывается потеря связи поколений; одних сегодня уже нет, а другие пользуются данными из источников, доставшихся им в наследство и зачастую уже содержащих не совсем корректную информацию.

    Поскольку цель этого проекта — собрать наиболее полный материал по речному транспорту за последние сто лет для дальнейшего его издания (в виде книги или альбома), я надеюсь, что найдутся те, для кого Волга, Лена, Енисей и другие реки — не просто географические названия; те, для кого нет более волнующего слова, чем «навигация»; те, кто душою — там, на речных просторах. Именно такие люди смогут заполнить «белые пятна» своими материалами, а возможно и воспоминаниями.

    На основании исторического материала, воспоминаний старых речников, личной информации я постараюсь показать в этом проекте, как развивалось судоходство в России на протяжении всего ХХ века. Однако я не ставлю перед собой научно-исследовательской задачи по оценке технической и исторической достоверности информации о судьбе каждого речного судна.





Hosted by uCoz